К.Э. Циолковский


Памятник К. Э. Циолковскому.
Ск. А.П. Файдыш-Крандиевский.
Москва. Аллея Героев космоса. 1964 г.
Космос для науки, только для мирных целей, на благо человека, неутомимо разгадывающего сокровенные тайны природы, — вот тот путь, по которому развиваются и осуществляются космические исследования.
С.П. Королёв
Константин Эдуардович
Циолковский

(1857 — 1935)

Обосновал использование ракет для полётов в космос. О своем рождении ученый писал: «Появился новый гражданин Вселенной, Константин Циолковский»
Из -за частичной глухоты после перенесённой в детстве скарлатины Константин мало общался со сверстниками, его главными друзьями стали книги. В 1903 году Циолковский, скромный преподаватель калужской гимназии, опубликовал свой труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Это был первый научный труд по космонавтике. В работе содержалось важнейшее для изучения Вселенной математическое выражение, ставшее известным как «формула Циолковского».

Вторая часть исследования Циолковского из-за нехватки средств на публикацию появилась позже, в 1911-1912 годах. Учёный выдвинул смелые и оригинальные идеи о выходе человека в космическое пространство, управлении космическим кораблем, изучении небесных тел.

Основные работы К.Э. Циолковского относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике.

Стремление к распространению космических идей нашло выражение в ярких и захватывающих научно-фантастических произведениях учёного: «На Луне» (1894), «Грёзы о Земле и небе» (1895) и других.

В качестве исследователя атмосферы предлагаю реактивный прибор, то есть род ракеты, но ракеты грандиозной и особенным образом устроенной.
К.Э. Циолковский
Макет ракеты К.Э. Циолковского
Трудно переоценить все значение предложения Константина Эдуардовича о составных многоступенчатых ракетах и ракетных поездах. По существу оно открыло дорогу человечеству в космическое пространство.
С.П. Королев
Формула Циолковского

В.П. Глушко


Памятник академику В. П. Глушко.
Ск. А.А. Бичугов, арх. А.В. Ефимов.
Москва. Аллея Героев космоса. 2001 г.
Счастлив тот, кто нашел свое призвание, способное поглотить все его помыслы и стремления, заполнить всю его жизнь чувством радости творческого труда. Дважды счастлив тот, кто нашел свое призвание еще в отроческие годы. Мне выпало это счастье. Жизненный путь, выбор решений на крутых поворотах, каждодневные поступки – все подчиняется одной мысли: приблизит ли это к заветной цели или отдалит?..
В.П. Глушко
Валентин Петрович
Глушко

(1908 — 1989)

Один из пионеров ракетной техники, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, главный конструктор более 100 ракетных двигателей и двигательных систем боевых и космических ракет
Bыбор жизненного пути В.П. Глушко сделал в 13 лет и шёл по нему до конца жизни, сделав всё, что было в его силах, для завоевания космоса. С 1923 года он переписывался с К.Э. Циолковским, с 1924 года стал публиковать статьи по космонавтике. В 1934 году будущий создатель двигателей космических кораблей подготовил 200-страничную рукопись «Проблема эксплуатации планет». «Я задался целью убедить широкие читательские круги этим научно-популярным трудом не только в полезности, но и в неизбежной необходимости осуществления межпланетных полётов». Основные работы учёного были посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям по созданию и развитию жидкостных ракетных двигателей. Но главным и любимым детищем В.П. Глушко стала многоразовая транспортная система «Энергия»–«Буран», успешный старт которой состоялся 15 ноября 1988 года. В фондах Дома-музея хранятся подарки от В.П. Глушко, ставшие бесценными экспонатами: книги, фотографии, поздравления. Многие из них украшены дарственными надписями от В.П. Глушко и относятся к разным периодам жизни двух знаменитых конструкторов. В.П. Глушко и С.П. Королёв были разными по характеру, стилю управления. Однако объединяло их одно — мечта о полётах человека в космическое пространство. Осуществлению этой мечты была посвящена вся их жизнь.

В 1958 г. С.П. Королев и В.П. Глушко стали членами-корреспондентами АН СССР. В музее хранится поздравительная телеграмма от Валентина Петровича Глушко Сергею Павловичу Королеву.

М.В. Келдыш

Памятник академику М. В. Келдышу.
Ск. Ю.П. Чернов.
Москва. Аллея Героев космоса. 1981 г.
Чтобы осуществить полет человека в космос, потребовалась огромная работа наших ученых, инженеров, конструкторов и рабочих.
М.В. Келдыш
Мстислав Всеволодович
Келдыш

(1911 — 1978)

Один из идеологов советской космической программы, крупный государственный деятель, трижды Герой Социалистического Труда, президент Академии наук СССР
B 1954 году вместе с С.П. Королёвым им было представлено письмо в правительство с предложением по созданию искусственного спутника Земли. Учёный руководил лунной программой, включая полёты к естественному спутнику Земли автоматических межпланетных станций серии «Луна», принимал участие в программах, направленных на изучение Венеры. В 1960 году М.В. Келдыш был назначен председателем Межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при Академии наук СССР. Огромный вклад учёный внёс в осуществление советско-американской программы «Союз — Апполон» и программы «Интеркосмос».


А.М. Исаев

Мемориальная доска A. M. Исаеву. 1978 г.
Ск. М.О. Лушников, арх. В.С. Кубасов.
Москва. Пр. Мира, 180.
Работаю не за страх, а за совесть, беру на себя больше, чем кладёт начальство, не боюсь ответственности, не считаюсь со временем.
Из письма А.М. Исаева отцу. Магнитострой. 1931 г.

Алексей Михайлович
Исаев

(1908 — 1971)

Выдающийся создатель жидкостных ракетных двигателей и установок для ракетно-космической техники, Главный конструктор Конструкторского бюро химического машиностроения, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии, Лауреат Сталинской и Государственной премий СССР, доктор технических наук, профессор
B ракетно-космической отрасли А.М. Исаев занимал особое место. Он пользовался не только глубочайшим уважением коллег как выдающийся конструктор ракетных двигателей, но и подлинной любовью: ракетчики воздавали ему должное за его замечательные человеческие качества. Президент Академии наук СССР академик М.В. Келдыш и другие руководители академии не раз предлагали А.М. Исаеву баллотироваться в состав АН СССР, но он сердечно благодарил и отказывался: «Какой я учёный?! Я — инженер!».

В 1968 году на юбилейном научно-техническом совете, посвящённом 25-летию руководимого им коллектива, говоря о тормозной двигательной установке для пилотируемых кораблей, А.М. Исаев сказал: «Она обеспечила благополучную посадку всех наших космонавтов. Волнений, конечно, было очень много. Вот полёт Гагарина был для меня чисто инфарктным мероприятием. Сорок минут от выхода на орбиту до посадки — пульс 200. Полёты остальных космонавтов прошли легче, хотя тоже всегда доставляли, конечно, много переживаний. Речь шла о человеческих жизнях, поэтому было очень страшно, и так, наверное, будет всегда».


Макет спускаемого аппарата АМС «Марс-3»

Спускаемый аппарат станции «Марс-3» впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность Красной планеты 2 декабря 1971 г., а его орбитальный отсек вышел на орбиту искусственного спутника Марса и выполнил научные исследования. Всего с 1960 по 1973 гг. для изучения поверхности планеты Марс и околопланетного пространства было запущено более десяти советских автоматических станций.

Б.В. Раушенбах




Мемориальная доска академику Б. В. Раушенбаху. 2016 г.
Ск. А.Д. Леонов.
Москва. Ул. Академика Королева, 9/1.

Чудо не противоречит законам природы, оно противоречит нашим представлениям о законах природы.
Б.В. Раушенбах
Борис Викторович
Раушенбах

(1915 — 2001)

Один из основоположников практической космонавтики, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, соратник С.П. Королева
Жизнь Б. В. Раушенбаха была прочно связана с космосом. С детства будущий учёный «увлекался всем, что летает, участвовал во всех детских кружках, связанных с полётами». Будучи состоявшимся учёным, Раушенбах внезапно решает «начать все с нуля», заняться новым направлением: «Уже будучи профессором, я… всё бросил и начал всё сначала. Занялся новой тогда теорией управления космическими аппаратами. Ещё никакого спутника и в помине не было, но я знал, что это перспективное направление». Благодаря работам Б.В. Раушенбаха была проведена съёмка обратной стороны Луны, автоматическая станция «Луна-3» облетела Луну, сфотографировала её обратную сторону и передала снимки на Землю. Человечество впервые увидело загадочную обратную сторону своего спутника. Раушенбахом были созданы системы ориентации полёта межпланетных станций «Венера», «Марс», «Зонд», космических кораблей. Он принимал активное участие в подготовке и осуществлении полёта первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Его называли «главным космическим штурманом» страны. Продолжая работать в области ракетной техники, учёный стал изучать теорию перспективы в изобразительном искусстве. Итогом стали четыре книги об искусстве, первая из которых вышла в 1975 году («Пространственные построения в древнерусской живописи»). В конце жизни учёный обратился к изучению пространства иконы и математическим моделям, объясняющим Троичность Бога, последние работы были посвящены Святой Троице. Б.В. Раушенбах. автор книг «Пространственные построения в живописи», «Системы перспективы в изобразительном искусстве и других. Раушенбах-философ признан так же высоко, как Раушенбах-учёный. Однако, в первую очередь, его имя — это успехи советской космонавтики.


В.Н. Челомей



Памятник академику В. Н. Челомею.
Ск. А.С. Забалуев, арх. А.К. Тихонов.
Москва. Аллея Героев космоса. 2015 г.

Не думайте, что все уже открыто и сделано в механике, в этой одной из древнейших наук. Здесь много неоткрытого и необъясненного. Только мы часто проходим мимо совершенно необычных явлений, не замечая их. Очень важно научиться видеть эти необычные явления, а потом понять их и объяснить. Именно это качество должно быть присуще настоящему исследователю.
В.Н. Челомей
Владимир Николаевич Челомей
(1914 — 1984)

Ученый в области механики и процессов управления, конструктор ракетно-космических систем, создатель многих крылатых боевых ракет морского и авиационного базирования, маневрирующих спутников серии «Полет», межконтинентальных баллистических ракет
Под руководством В.Н.Челомея были разработаны ракеты-носители «Протон», искусственные спутники Земли «Протон», орбитальные станции серии «Алмаз».
В.Н. Челомей – один из разработчиков советского «ядерного щита». Он создавал технику с запасом на несколько десятилетий вперед, изобретения конструктора работают и поныне.

Возвращаемый аппарат транспортного корабля снабжения орбитальной станции «Алмаз»

Возвращаемый аппарат входил в состав транспортного корабля снабжения военной орбитальной станции "Алмаз". С 1966 г. в ОКБ-52 под руководством Главного конструктора академика В.Н. Челомея разрабатывался многофункциональный космический корабль для доставки экипажа и грузов на орбитальную станцию "Алмаз". Станция должна была стать военным фортпостом на орбите, на ней предполагалось размещать уникальное фотографическое разведывательное оборудование для наблюдения за потенциальным противником.


В. Д. Федоров «Мы постареем... »

Читает Владимир Александрович Амарантов,
участник проекта «Музейный СтарТрек».

Made on
Tilda